Психотерапия для детей. Зачем она нужна?

Бытует мнение, что детям не нужна никакая психотерапия. «Они всё равно ничего не понимают». Детский психотерапевт Марина Ильина развеивает данное суждение.

«Психотерапия включает в себя различные техники работы, начиная от игры и рисования. С подростками мы уже подключаем взрослые техники – гештальт, поведенческая и другие виды терапии. Если интеллект у ребенка сохранен, то терапия дает отличный результат. Одновременно работаем с семьей или опекунами.

Ребенок – это отражение семьи, и как самое уязвимое звено, направлен на ее сохранение. Если в семье разлад, то ребенок начинает центрировать внимание на себе, чтобы взрослые объединялись вокруг него. Система направлена на самосохранение и самый беззащитный член берет на себя эту задачу. Его паттерны поведения направлены на то, чтобы выживать в этой среде. Без семьи работа с маленькими детьми неэффективна. Да, мы снимем острую симптоматику, но потом ребенок вернется в ту же обстановку. К сожалению, мало какой родитель видит проблему в себе. Конечно есть заинтересованные в благополучии семьи взрослые, они работают над собой и ребенком после основной психотерапии.

Исключения есть везде, но, как правило, если семья деструктивная, то ребенок впитывает все демонстративные паттерны и закономерности поведения родителей. Если семья никак не развивается, и рядом нет взрослого, который может стать примером для ребенка, то у него нет шансов стать другим. Возможно бывают чудеса, но крайне редко.

Будучи взрослым у человека есть выбор, идти на психотерапию, чтобы трансформировать имеющиеся паттерны, либо реализовать себя в профессии. Например, агрессивный ребенок в последующем может стать мясником, а тихий – пойти работать в архив.

Многие взрослые сами травмированные люди. Травмированному взрослому очень сложно вырастить не травмированного ребенка. Если мама закрыла свою травму глубоко внутри, то она становится холодной, отсутствующей, ее нет психологически в жизни ребенка. Как только она становится эмоциональной, то слишком приближается к своей боли, а это опасно. Ребенок подсознательно впитывает этот мотив поведения и получает аналогичную травму. В последующем и происходят нелады в личной и социальной жизни. А это дорога к психотерапии.

Здоровая психологически семья – это когда мама эмоционально присутствует, она теплая. Женщина понимает, что у ребенка свои потребности, особенности характера и не подгоняет его к каким-то стандартам. Однозначно, нельзя сравнивать: «Вот у тебя в группе уже умеют читать, а ты нет». Мама дает ребенку выражать свои все чувства. Как только она отвернется от ребенка, у него сразу выстраивается цепочка: «Проявлять такую эмоцию нельзя, мама меня разлюбит». В итоге уже взрослый человек не умеет экологично выражать свой гнев или грусть, или даже радость. Мама закладывает в ребенка основу: «я нормальный, хороший и любимый, я в порядке». Этот фундамент станет для него опорой, если сверстники не примут в коллектив, если будут какие-то неудачи, он с ними справится.

Папа приступает к воспитанию ребенка, по-большому счету, после трех лет, а до этого находится в симбиотической связи с мамой. Задача папы – делать счастливой маму, заботиться о ней, поддерживать и опекать, обеспечивать чувство безопасности. В такой атмосфере мама мягко и без труда отдает тепло и любовь детям. После трех лет папа помогает преодолевать эдипов комплекс ребенку. В этом возрасте дочка влюбляется в папу, а сын в маму, мужчина же объясняет основные гендерные роли. Также активно включается в досуг ребенка, т.к. физическая зависимость от мамы снизилась. Несмотря на западные тенденции размытия понятий гендера, ребенку всё равно важно дать ориентиры, кто он есть – девочка или мальчик. Самоопределение, в том числе и половое, также влияет на психическое развитие ребенка.

Психотерапия с ребенком начинается с построения доверия, мы ищем подход к каждому пациенту. Есть такой нюанс, что когда работаешь с детьми, то ресурсы нужно придумывать. У маленького человека нет своего жизненного опыта, поэтому берем модель поведения персонажа, который нравится ребенку. Будь-то герой мультика или же живой человек. Вместе мы формируем будущие ресурсы маленького человека, чтобы сейчас он справился с критической ситуацией. Даже если ребенок выбирает явно негативного кумира, то через прогнозируемые последствия вместе с пациентом мы понимаем, что такая модель поведения приведет только к ухудшению происходящего.

Психотерапия – это добровольная работа самого пациента, который желает измениться. Терапевтический контакт обязательный. Ребенку нужно показать, что бывает иная жизнь, иной образ жизни, иной способ общения. Если он мне не верит, относится свысока, у него нет желания работать над собой, то эффект будет нулевым.

Каждый человек рождается с позитивным, жизнеутверждающим началом и он ищет смысл своего существования, добро, ему нравится жизнь. Но что-то происходит и этот механизм ломается. Психотерапевт может показать, что есть другой путь, другая жизнь к которой можно прийти, приложив усилия.



13 октября 2022
15:49

БУ «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики

Поделиться