Отдельное внимание в рамках программы «Доступная среда» уделено созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов в детских садах»
Алёна Аршинова,
заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию
Одним из приоритетных направлений государственной политики является создание условий для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в дошкольных образовательных учреждениях.
Совместная работа органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов всех форм собственности позволяет в комплексе решать проблемы формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
За последние годы в Чувашской Республике созданы условия для развития дошкольного образования и обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей: открываются группы кратковременного пребывания, инклюзивные группы и лекотеки. В помощь семьям, воспитывающих детей дома, созданы консультационные пункты в детских садах и применяется дистанционное обучение.
Многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения «Доступная среда» реализуется в России с 2011 года. С 2016 года программа распространилась и на детские сады.
Учитывая успехи города Чебоксары в развитии инклюзивного образования дошкольников, в программу «Доступная среда» вошли сразу три детских сада столицы Чувашии, которые ведут работу, как со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ: это детские сады № 11, № 128 и № 137.
Так, в МБДОУ «Детский сад № 137» г. Чебоксары в рамках целевой Государственной программы «Доступная среда» за счёт средствфедерального бюджета было приобретено оборудование для лечения глазных патологий по новым методикам и интерактивное оборудование. А на средства республиканского бюджета были созданы условия для комфортного ориентирования детей с патологиями зрения на территории детского сада. Теперь ребята могут свободнее и увереннее перемещаться по территории и внутри здания с помощью тактильных плиток с диагональными, продольными и конусными рифами, нескользящего покрытия, направляющей выпуклой линии. Воспитанникам помогают свободно передвигаться и тактильные наклейки на поворотах поручней, таблички со шрифтом Брайля, контрастная лента на краях ступеней во избежание травматизма. Новые светлые двери в коридорах имеют сигнальные обозначения и лучше держат тепло, что немаловажно при передвижении воспитанников в лечебные кабинеты.
Более 10 лет ведет работу по организации инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары. За счет средств федерального бюджета подрядная организация осуществила обустройство новой входной группы, укладку тактильной плитки, установку пандуса, расширение дверных проемов, замену старых дверей на новые. На первом этаже установлены поручни для удобства передвижения детей-инвалидов, отремонтировано и подготовлено групповое помещение, туалетная комната со специальным сантехническим оборудованием. Для комфортного пребывания детей организована колясочная, где дети и родители могут переодеться и оставить коляски. Выбор оснащения, оборудования, пособий, игрового материала осуществлялся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ за счёт средств республиканского бюджета.
В МБДОУ «Детский сад № 128» г. Чебоксары в рамках данной программы за счёт средств федерального бюджета в детском саду приобретен комплекс специального оборудования, среди которого: приспособления для ходьбы и удерживания вертикального положения (ходунки для детей с разной степенью тяжести двигательных расстройств, роллейторы – опора-ходунки на колёсах, прогулочные кресла-коляски), реабилитационные средства (тренажёр «Наездник», «тренажёр Гросса»), приспособления для обучения (тактильный стол, интерактивный пол, интерактивная доска, дидактические пособия «Дары Фребеля», портативные детские компьютеры со специальной клавиатурой и джойстиками управления для детей с нарушениями ОДА, робот «Телеприсутвия»).На средства республиканского бюджета был сделан ремонт в группах: убраны пороги, заменены напольные покрытия, расширены дверные проёмы, установлен пандус, заменены старые двери. Вдоль коридора на первом этаже установлены поручни для удобства передвижения детей-инвалидов, отремонтировано и подготовлена туалетная комната со специальным сантехническим оборудованием.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов. Чем раньше ребенок войдет в общество обычных людей, тем больше шансов, что он станет полноценным членом общества.
Первоисточник: Управление образования администрации г. Чебоксары
Отдел по социальным вопросам администрации города Чебоксары